Мы начинали переводить - мы и закончили. Последняя часть большого и откровенного интервью с Кадзумой Канеко.

Часть 1, Часть 2.

— Тебя подобные вещи сильно интересовали с самого начала?

Не могу сказать, что я их люблю, но у них явно есть эта странная атмосфера. Опять же, меня маловато в таких работах. Но, но, от них исходит большая жизнеспособность. Противоречиво, но я чувствую, будто они вдыхают жизнь. Был такой фильм «Freaks». И ещё один чуть новее - «El Topo». Невероятно стильные и интересные фильмы, к тому же ещё и сильно мотивируют. Ведь вокруг так много здоровых физически людей, у которых серьёзные внутренние проблемы. Мне кажется, у них просто своеобразная чувствительность, они так воспринимают вещи. И, как по мне, они бы вполне могли наладить свою жизнь, если бы постарались. Отходя от темы, ты понимаешь, о чём я говорю. Как насчёт Человека-Слона? Вопросы о существовании, вопросы о людях. Это всё так невинно, если подумать. И если дети с умственными отклонениями изображаются как маленькие ангелы*, в моих словах может быть правда.

* Канеко отсылает к так называемым «детям-ангелам» (天使の子), термин, используемый в Японии в основном для тех, кто страдает от синдрома Дауна.

— А какие-нибудь иллюстрации в вышеназванной категории заставляют тебя испытывать подобные чувства?

Да, может быть.

— В твоих работах можно видеть мотив смешения людей с другими созданиями. Пабилсаг, например, является смесью человека и скорпиона.

Насколько я помню, он из шумерских верований. Вроде как один из десяти воинов, созданных Тиаматом. Никто, конечно, не скажет, был он человеком-скорпионом или нет. Я скорее просто хотел сделать его таким. Вокруг людей-скорпионов есть такая аура Kamen Rider, да? Немного похоже на стиль Нирасавы...да, ладно, я просто хотел его нарисовать таким. Есть люди, что любят киборгов, верно? В этой комбинации есть какая-то эстетика. И это причина, по которой, как я уже говорил, мне нравится подход Нирасавы к такому моделированию.

Pabilsag

— То есть графически разумно будет мешать подобное только до определённой степени?

А, нет, я не это имел в виду. Я просто нахожу это чем-то крутым. Типа, это выглядит так, как я хочу, чтобы оно выглядело. Вроде как способность трансформироваться будет наикрутейшей вещью, а смешивание со скорпионом поможет драться и выглядеть круто. Я это имею в виду.

— С Убу, о котором мы говорили раньше, такая же ситуация?

Да. Я бы хотел так выглядеть, если бы стал демоном-ребёнком.

— У Легиона, например, много лиц. Хотел бы стать чем-то таким?

Это скорее просто стремление быть максимально лояльным к мифологии, чем создание «чего-то такого». Есть много богов и злых демонов, «их» и «нас» - ну и лиц тоже много. Это такая репрезентация бесчисленных жертв злых духов.

— Я понял. Эти лица сами по себе впечатляют. Например, видеть лицо там, где его быть не должно - меня это шокирует.

Я скорее нахожу это отвратительным, как Pop-up Pirate. (смеётся) Ну и голова тоже летает. Каналоа является одним из дизайнов такого типа. Их лица летают. В реальном мире же есть краб Хэйкэгани, да? В последнее время всё сильнее ценятся раковины абалона. А, крабы Хэйкэгани выигрывают ещё и из-за ассоциации с битвой при Данноура.

— Как вообще по твоему, лица подходят для таких образов?

Я думаю, что руки бы тоже подошли. Просто нужен мотив, который легко понять, как глаза. Но что сделано, то сделано. Грубо говоря, идея в привычных вещах, торчащих из непривычных мест. Я не говорю о щупальцах, выходящих из ниоткуда, но о дополнительной руке или типа того. Если бы ты это увидел, разве бы не испугался?

— Кикимора же - это противоположный случай. Тело человека и лицо насекомого.

Она выглядит так, как была изображена в оригинале. Верность традициям. Можешь найти её на русских гравюрах. Она выглядела мило, и я решил изобразить в такой форме.

— Ты создавал разные странные вещи. Что тебе больше всего понравилось рисовать?

Мне нравятся создания, у которых много лиц или рук. Но всё же на первом месте люди в нормальной одежде, правда с их лицами что-то не так. Я хочу нарисовать подобные вещи. Такое ещё было в Ultraman, насколько я помню. Возможно, что это была экономия бюджета, но лица были страшными. Вокруг такого есть и странная атмосфера, и в то же время такое могло бы существовать и на деле, если тебе не повезло.

— Как в оригинальной «The Fly» (Муха).

Да, ты прав. Такие парни страшные. Но с другой стороны они притягивают. Скорее всего из-за этих штук на голове. Люди, наверное, думают, что они бы тоже хотели такое носить. Возможно, что существует такое желание - стать чем-то неординарным. Костюмы вроде Джека Фроста, которые мы использовали в СM, естественно существуют, но одеть что-то на свою голову - даже звучит весело.

— И вдруг ты начал делать милые движения.

И ты, и ты. Способность так меняться является чем-то хорошим. Может быть, даже какой-то двигающей силой.

— А как будут выглядеть твои будущие необычные дизайны? Чего хочешь достичь?

Детали, как я уже сказал. Вроде маленьких татуировок. Я хочу создать незначительные отличия методом, который я ещё не использовал. Правда не думаю, что я буду непосредственно вовлечён.

— Расскажи нам, пожалуйста, что-нибудь о милых или привлекательных дизайнах.

В Dragon Quest, одной из японских традиций, был такой маскот - Slime. И с тех пор это вроде как тоже стало традицией - все хотят себе такой маскот. Но знаешь, если бы на тебя напало такое милое создание, ты бы всё равно перепугался. Такое случается в американских фильмах. Недавно это был Снеговик. Джек Фрост - оригинальное имя Снеговика. У него есть морковка вместо носа, но когда он нападает на женщин, она исчезает. Интересно, куда она девается? (смеётся)

— А нравятся милые иллюстрации?

Есть такое. Как недавний Одзяру-мару. Я бы хотел позаимствовать такой стиль. Даже если мы говорим о разных демонах - Каппа, Гном, то всё равно было бы интересно сделать так, чтобы все чувствовали, будто демоны имеют какое-то общее происхождение. Когда делаешь дизайны - нужно много подготовки.

— Чтобы сделать их ещё милее?

Верно. Говорят что-то вроде «я отвожу глаза на мгновение, а работы сразу становятся милыми». Но я так не могу делать, не могу закрывать глаза на то, что нарисовал. Потом сижу и думаю, мило вышло или нет. Говоря о милых существах, по моему мнению определённый шарм есть в шаловливых существах - такие маленькие проказники. В голову приходит Кабу из Ведьмы Салли. Ещё такой момент, что выражение их лица никогда не меняется. Мне это нравится. Кажется, что они выражают какие-то эмоции, но на самом деле нет. Пикачу же, например, является абсолютно другой ситуацией. Тот факт, что он произносит только «Пикачу» делает его шарм похожим скорее на то шарм, что несёт «бакэратта».

— Есть же демоны, которые считают себя не милыми, а ужасающими.

С нашей точки зрения они выглядят как...ну, знаешь такие ситуации, когда персонаж висит в воздухе и бьёт кулаками, а его противник держит его за руку. Сам же демон может иметь серьёзные намерения, но для остальных он будет просто милашкой. Бывает и так, что я делаю крутого парня, а в итоге он выглядит мило. Типа, вроде и идеальные парни, но что-то в них есть такое, что их просто нельзя ненавидеть. Как бы там ни было, показать такое только в одной иллюстрации равнозначно тому, что ты показываешь слабость персонажа. А если хочешь милых демонов - рисуй их маленькими и с детским телом.

— Есть что-то общее между страшными и милыми демонами?

Есть люди в реальной жизни, что используют милую наружность как оружие. Но вряд ли это относится к играм.

— Ну вот в игре такое было. Милое лицо, что угрожает меня убить. Это поразительно.

У меня была похожая реакция, когда я играл в режиме отладки. Я бы был шокирован, если бы мне сказали: «Пока, покааа, умрёшь ради меня?». Это скорее всего показывает непорочность. Возможно, что непорочность и страх как-то связаны. Страх того, что тебя кидают сразу в пучину действия без лишних размышлений.

— Так называемая «детская жестокость»?

Нет, я думаю, что это что-то другое. У них просто ещё недостаточно информации, поэтому слова и действия прямолинейны. У них небольшой выбор, да и их активность длилась ещё совсем недолго. Не думаю, что это жестокость. Но в то же время подобные чувства являются довольно пугающими. Это относится не только к детям, но и ко взрослым. У таких людей страшный взгляд. Думаю, что это как-то и связано с тем, что выражение их лица в целом не меняется. Для выражений нужны чувства, а для чувств - опыт, у невинных людей опыта просто нет.

— То есть они не понимают, являются они пугающими или милыми?

Именно. Я думаю, что они просто родились такими. Я вообще был бы серьёзно испуган, если на меня напал бы Микки Маус. Был такой маскот по имени Пипо-кун ,и недавно я использовал схожий мотив в другой игре.* Ответственный за PR на меня неслабо разозлился. (смеётся) А у моего заимствования ещё к тому же не было пальца. И этот человек разозлился на меня ещё раз. Есть большое число вещей с количеством пальцев меньше, чем у человека. Микки, Каппа, у всех у них 4 пальца. У Little Grey тоже. Хотя есть теория, что у него их 6. Любопытно, как по мне.

* Он говорит о собаке-талисмане из Kounan Police Department (Persona 2 EP)

— А в реальной жизни любишь милые вещи? Вне твоих иллюстраций, конечно.

Да, люблю. Милые животные и тому подобное. От них есть ощущение безупречности. Если ты позовёшь собаку, она ведь придёт со всей серьёзностью, верно? Возможно, что в этом есть и что-то от одиночества.

— Когда ты говоришь о послушных собаках, ты ведь не делаешь различия между большими и маленькими, так?

Именно. Когда большие собаки виляют своим хвостом - это мило. С другой стороны, я бы подразнил маленьких. Реально, это как поднимать юбку у девушки. Как когда ты пытаешься быть замеченным и в итоге тебя ненавидят.

— А милые вещи у тебя есть? Как в образовательных программах на NHK?

Одно время мой дом был заполнен Пикачу. Пикачу размером с ладонь. Сейчас у меня его уже нет. Но зато я смотрю передачи о животных. Передачи вроде «Вместе с мамой» выглядят зловещими, а все эти переигрывания раздражают. Эти трепещущие ресницы...каждый раз, когда кто-то подмигивает, ты слышишь, как они трепещут. В этом смысле я всегда любил Ральфа из телевизионного шоу Rank Kingdom, которого также называют извращённым динозавром. Жаль, что в последнее время его лицо выражает всё больше эмоций. Я переменчивый человек, поэтому даже несмотря на то, что я считаю его милым, я больше не смог смотреть.

— Говоришь, что тебе всё быстро надоедает, а Джек Фрост заслуживает приз за то, что был во всех играх.

Знаешь, я хочу изменить его дизайн. Но не могу этого сделать сейчас. Хочу сделать его страшным парнем, а милым кого-то другого. Но ведь всегда есть какие-то обстоятельства. Полтергейст, например, может двигать небольшую мебель. Ну, это одно из устоявшихся представлений о нём.

Jack Frost

— Ну вот поговорили мы о связи милого и детских факторов. А как ты относишься к реальным детям?

Не думаю, что они милые. Но в то же время у меня нет детей, поэтому не могу утверждать. Просто когда я вижу мелких хулиганов, я всегда кричу на них. Возможно, это всё потому, что я вырос в деловом центре. А, и да, когда я нахожусь около магазинов с игрушками, дети спрашивают у меня: «Эй, мистер, а вам нравится Гандам»? Я им лгу и отвечаю, что мне нравится, да и вообще я работаю над ним. (смеётся) Чувствую себя так, будто я начинаю гонку с ребёнком, а потом специально поддаюсь.

— Знаешь, то, как ты играешь с детьми, показывает твою милую сторону. Ну ты понимаешь это, да?

Я делаю это скорее с определённой целью. Например, когда я имею дело с женщинами, я показываю свою нерешительность. Делаю это специально, чтобы повлиять на их материнский инстинкт. Однако результаты говорят, что я чаще терплю неудачи, нежели что-то выходит. Ай, я не буду возникать если ты скажешь, что «милые демоны» в какой-то мере срисованы с меня. Но такие вещи действительно существуют, и их разделение неминуемо. Ты хочешь, чтобы они остались милыми, но они не могут не меняться. Маскот - это явно чей-то символ, но и его сменят однажды. Возможно, что это предопределённая грустная судьба милых вещей. Не то чтобы я вообще вдавался в глубокие размышления на эту тему.

— Ты сказал, что у тебя нет детей. Не хочешь оставлять потомков?

Неа, это просто морока. Если нужно оставить что-то после себя, то меня вполне достаточно. Сложнее будет, если меня клонируют. Вообще идеально было бы стать вампиром. Бессмертным. Такая мысль приходит в голову потому, что я самовлюблённый.

— У меня есть вопросы о крылатых созданиях. Крылья символизируют полёт, высший порядок или сверхъестественность?

Именно. Что-то вроде показателя интеллекта. Те, у кого есть крылья, сильны. Не совсем ясно, откуда идея с 12 крыльями Люцифера, но у Мильтона в «Потерянном раю» было именно так. В оригинальных текстах на эту тему точно ничего не было. Да и что-то мне подсказывает, что о крыльях там тоже не сказано. Скорее просто в Средневековье ангелы представлялись крылатыми. Не знаю, возможно, потому что они были посланниками и им нужно было быстро летать. Либо потому что они пришли с небес. Либо духовный символ. В любом случае, выглядит круто. И в то жевремя совершенно не функционально. Если не распрямишь их - не полетишь. Дьявольские крылья куда удобнее. В оригинальном «Devilman» были крылья летучей мыши, но они выглядели органично. Возможно, что-то такое я и представлял.

— Ну тогда понятно, что ты добавляешь крылья только исходя из своих представлений.

Не совсем. Если ты поинтересуешься разными мифами, то увидишь множество крылатых демонов. С точки зрения людей древности, такие создания были невероятно быстры и всё знали. Чувства, близкие к трепету, и дали рождение крылатым дизайнам, как мне кажется. Говоря об ангелах, это было во времена Средневековья, да?

— Крылья ангелов похожи на крылья птиц. Почему не насекомые или летучие мыши?

Крылья летучих мышей и тому подобные символизируют демонов. А ангелы им противопоставляются. Хищные птицы - это нечто, не правда ли. Но вообще я просто думаю, что они выглядят круто с раскрытыми крыльями.

— То есть тип крыльев выбирается по важности дизайна?

Верно, но опять же, зависит от самих созданий. У фей, например, всегда будут крылья как у насекомых. Так начал делать какой-то художник. Эти маленькие создания живут в лесах, а где леса - там и насекомые. То есть люди словно передали эту ауру через крылья. Либо же это было похоже скорее на плавники, может люди это увидели. В любом случае, это всё не более чем разговор о потенциальных аурах. Если думать глобальнее, есть же радиационный пояс Ван Аллена вокруг Земли, электромагнитные волны в форме пончика, что тянутся от полюса до полюса. Это всё благодаря солнечному ветру и выглядит как раскрытые крылья. Так довольно интересно представлять вещи.

— Чем-то похоже на крылья богов и ангелов.

Я тоже так думаю, да. Если думать проще, то крылья - символ знаний. Как многорукость в индуизме. Руки или головы считались символами интеллекта, поэтому нужно было иметь их как можно больше. То же самое и с крыльями.

— Хотел бы уметь летать?

Хотелось бы. После того, как посмотрел Супермена, захотелось летать. Просто парить. Скайдайвинг, банджи-джампинг и самолёты мне неинтересны. Во снах я тоже не летаю. Все мои сны о природных катастрофах. Меня застигает огромный торнадо или большое НЛО приземляется в Синдзюку. Либо я гуляю по Сибуе, а в то же время приближается астероид, как в Армагеддоне. Правда я всегда спасаюсь вовремя. После этого MAX клюёт на набэ в моей комнате. (смеётся)

— А нравится рисовать крылатые дизайны?

Не говори только никому, но мне нравится, потому что это просто. Хотя лучше, конечно, когда их вообще нет. Я ведь говорил до этого, что это не самое любимое занятие. Лично мне кажется, что сложенные крылья выглядят лучше в плане дизайна, хотя боссы или высшие демоны обычно показаны с раскрытыми крыльями. Я не всегда согласен с таким подходом, особенно когда мне не нравятся некоторые элементы. Говоря о категориях, духи или полулюди нравятся мне куда больше, чем крылатые. Почему? Мне нравится рисовать людей со всем их пафосом и цинизмом. Таких людей, которые могут быть рядом с тобой.

— А демоны вроде дельфина Снаппи? Как по мне, это другая ситуация.

Нет, ангел-дельфин - это максимально прямое описание. Символизирует желание спастись. У крыльев же нет ни положительного, ни отрицательного значений. Это просто символ мудрости и показателя великолепия. Если же речь зайдёт о Ятагарасу, то да, тут иная история. Пусть Ятагарасу и является птицей, но это другой случай. У него три ноги. Если бы это было в будущем, его форма была бы сделана из энергии, это скорее был бы какой-то символ. Анзу, например, показан как символ получения мудрости. Он враг, но получил мудрость богов. Ятагарасу - посланник ЙХВХ. Как Момо от PostPet. Как емейл.

Yatagarasu

— Ты имел в виду объяснение дизайна в зависимости от окружения.

Например, еврейское колено Гада пришло в Японию и стало правящей семьёй. Какая игра слов, правда?* Я бы хотел провести исследование и узнать, правда это или ложь, но это будет очень сложно и всё, что я смогу сделать - немного упростить информацию. Но об этом интересно думать. Я думал об этом уже так долго, что даже хочу нарисовать в своих дизайнах.

* Я предполагаю, что он ссылается на ガド [Гадо, Гад] - ミカド [Микадо, император]

— Твои мысли всегда в полёте. А твои будущие возможности?

У меня нет ничего вроде планов на жизнь. Я не откладываю деньги, что получил - то и потратил. А думать о будущем страшно. Как я уже говорил, такие вещи как будущее отцовство либо мысли о том, останусь я на этой работе или нет. Либо же вообще будет рецессия и придётся беспокоиться о еде. Что будет с домом и игрушками, всего и не представишь. Так что я не думаю о каком бы то ни было правдоподобном будущем. Я просто не люблю делать одно и то же и стараюсь менять тип работы, если возможно. Даже в том же Мегатене. Показывать что-то новое или немного иное. Показывать, что мы не исчерпали свои идеи. Я хотел бы создать что-то вообще другое, вроде Maken X. Я не хочу только рисовать, я также хочу быть связанным с дизайном вещей. Мне кажется, будет здорово, если я помогу новым талантам развиться. Я также надеюсь, что люди вокруг меня всё так же будут меня вдохновлять, а в будущем, так как я всё ещё работаю тут, я смогу вдохновлять других. Это сделает меня счастливым. А потом, спустя годы, я буду ещё более счастлив, если какой-нибудь продюсер скажет: «Я сделал это, вдохновляясь Мегатеном».

◆◆◆ ◆◆◆ ◆◆◆

Часть 1, Часть 2.


dijehtranslations

Контактная информация

Megaten.ru - Неофициальный сайт серий игр Megami Tensei и Shadow Hearts.

По всем вопросам и предложениям, связанным с работой сайта, просьба обращаться на адресы:

E-Mail
: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Vkontakte: http://vk.com/megamitensei