SMTIV logo

Серия Shin Megami Tensei родилась в начале девяностых годов на платформе SNES и первые её части до недавнего времени не пересекали границы Страны восходящего солнца. Самой известной игрой этой серии для западного игрока, наверняка является Shin Megami Tensei III: Nocturne, вышедшая более десяти лет тому назад на консоли PlayStation 2 — «земле обетованной» для любого поклонника японских ролевых игр. Собственно, как и упомянутая выше SNES. Тем не менее, четвёртая часть серии решила вернуться в лоно матери, так сказать, на платформы компании Nintendo, и вышла эксклюзивом для карманной системы 3DS в 2013 году — спустя десять лет после предыдущей части, но до европейского континента она добралась позже. Именно этой игре, окунающей игрока в мир странных самураев, сражающихся с демонами, и посвящён сегодняшний обзор.

История Shin Megami Tensei IV развивается вокруг юноши по имени Флинн (можно изменить по желанию игрока), причудливым образом избранного в самураи и прошедшего не менее странную церемонию посвящения — юношам и девушкам на руку одевают электронный терминал с искусственным интеллектом на борту, и он определяет, насколько человек годится для работы самурая, то есть защиты окружающего мира от демонов. Если терминал включается, то человек принят, ежели нет — удачи, до свидания. Наш герой оказывается в числе прошедших «испытание терминалом», и оказывается на службе королевства Микадо, под началом сурового, но справедливого самурая Хоупа. Вместе с Флинном, испытание проходит ещё четверо молодых людей: Наварр, Джонатан, Уолтер и девушка Изабо (Изабелла). Казалось бы, задача самураев проста — защищать людей от демонов, пытающихся им навредить, но, во-первых, нашего героя мучают странные сны, порой пересекающиеся со сновидениями других новичков; во-вторых, в рядах самураев есть безмолвное (а иногда и весьма физическое) противостояние между дворянами и обычными людьми.

smt iv reviewsmt iv reviewsmt iv review

Флинну предстоит справиться со всеми этими трудностями, верно служа кодексу самурая и принимая, порой, не самые простые решения, которые в последствии влияют на концовку игры. Всего здесь три разных завершения, в зависимости от уровня, скажем так, кармы героя. Некоторые решения дают плюс к карме, иные заряжают её негативом. Если держать карму на нейтральной позиции, то выйдет одно завершение, ежели отпустить в тёмную либо светлую сторону, то получатся ещё два. В трудностях судьбы, нашему герою будут помогать вступившие с ним на службу новички — только Наварр, слишком гордый своим дворянством, скорее путается под ногами и его хочется прибить, чтобы долго не мучился от врождённого идиотизма. История этой игры развивается весьма любопытно, но неспешно, а порой даже как-то… блекло, что ли, из-за чего кажется несколько недотягивающей до уровня, например, подсерии Persona, косвенно входящей в серию Shin Megami Tensei. Но антураж этакого продвинутого средневековья, где объединяются кодекс самураев, высокие технологии, магия и огнестрельное оружие «непонятной цивилизации», определённо захватывает. Постепенно, с прогрессом, игроку будут открываться многочисленные новые игровые функции и способности, но об уникальной прокачке мы, конечно же, поговорим сейчас отдельно.

Терминалы с искусственным интеллектом, которые получают в своё распоряжение самураи, являются инструментом с широким спектром функций: он не только отображает предметы, хранит в себе данные демонов, обеспечивает сохранение в любое время и многое другое, но и позволяет устанавливать в свою память новые приложения, многие из которых напрямую влияют на способности игрока. Так, например, есть приложения, повышающие процент получаемого опыта, добавляющие в боевые функции опции разговора, подкупа, торговли с демонами, увеличивающие количество ячеек для демонов, которых игроки могут носить с собой. Кроме того, именно установкой приложений можно увеличить количество ячеек для заклинаний игрока или его демонов. Что правда, с каждым уровнем игрок получает всего 10 специальных «очков приложения», а стоимость большинства начинается с 10-20 единиц.

smt iv review smt iv review

Также с каждым уровнем главный герой получает пять очков, которые можно распределить между пятью базовыми характеристиками: силой (влияет на урон меча и пистолета), сноровкой (влияет на урон пистолета и меча, а также на множитель физической атаки), магией (влияет только на силу заклинаний), ловкостью (влияет на очередность хода и шанс уклонения) и удачей (влияет на шанс нанесения критического урона и другие случайные моменты). Впрочем, прокачка в этой игре совершенно не проблема, особенно если загрузить из eShop дополнение с квестом, открывающим дополнительный мир специально для этой цели. Убивая там врагов, мы получаем специальные гримуары, использовав которые можно либо добавить персонажу опыта, либо сразу поднять уровень. Но даже без дополнительного задания — уровень героя тут далеко не главное, а причину этого я объясню немного ниже. Кроме использования гримуаров, как источника опыта, их можно обменять на информацию о новых демонах у хитрого торговца, который появляется в разных местах.

Демоны — это визитная карточка любой игры в серии Shin Megami Tensei, будь то одноимённая номерная часть, или какое-либо из многочисленных ответвлений: Persona, Devil Summoner, Devil Survivor и других. Управляем мы лишь одним Флинном, даже когда остальные персонажи присоединяются к команде, они действуют по очереди и на фоне, исключительно как своеобразная группа поддержки. В бою же непосредственно под контролем игрока находится только главный герой и до трёх призванных им демонов. Последних проще всего приглашать к себе во время сражений, установив в терминал приложение «Скаут» (Scout). Оно инициирует разговор с противником, и в зависимости от ответов игрока, демон может присоединиться к нему, может обмануть и сбежать, а может и разозлиться, тогда игрок теряет ход и инициатива переходит к противнику. Большинство вопросов и ответов демонов будут повторяться, но в первые разы, в основном успех процесса зависит от интуиции и везения игрока.

smt iv reviewsmt iv review

Подчинение себе демонов, и чем больше, тем лучше — это важный аспект игрового процесса в Shin Megami Tensei IV, потому что именно они будут основной боевой силой в сражениях, как бы круто не был прокачан Флинн. Дело в том, что в местных сражениях сила и уровень значат значительно меньше, чем грамотное использование слабостей и сил демонов. В начале сражения игрок получает столько ходов, сколько у него под контролем бойцов, казалось бы, что каждый из них делает по одному действию, а затем ход передаётся противнику. Но это истинно для стандартных пошаговых ролевых игр, сейчас же перед нами необычная ситуация — если игроку удаётся нанести урон противнику тем оружием или элементом, к которому у последнего слабость, то он, игрок, получает дополнительный ход в своё распоряжение. Не гарантированно, но с высокой долей вероятности. Грубо говоря, чем больше долбить врага по слабому месту, тем больше шанс получить дополнительные ходы. С четырьмя бойцами в группе, мне иногда удавалось, при удачном стечении обстоятельств, провести порядка 10-12 ходов подряд, что в битвах с боссами очень даже хорошо. Что ещё влияет на успех сражения — так это экипировка, при смене которой меняется и внешний вид нашего героя. Так что, постепенно, наш герой может из доблестного самурая превратиться, например, в хипстера, в зависимости от выбранной одежды.

Также большое количество демонов «в запасе» позволяет забежать к электронному духу Мейдо, и заняться ещё одним интересным процессом, красной нитью прошедшим через Shin Megami Tensei и её ответвления — скрещиванием демонов. Ценой принесения в жертву нескольких демонов, можно получить одного нового и более сильного, в зависимости от текущего уровня игрока. Что важно, при скрещивании можно передать часть имевшихся у жертвуемых демонов навыков новому демону, что позволяет избежать ситуации в стиле «ой, хочу вот этого демона, но ради него придётся пожертвовать важным навыком». Не придётся, навыки можно передать, просто количество ячеек для навыков ограничено, и расширяется только установкой новых приложений. Также в игре есть своеобразное хранилище демонов, куда попадают все представители данного вида, которые были захвачены игроком. Их оттуда можно «выкупить» в первозданном виде, например, если какой-то демон понадобился для скрещивания, а идти охотиться за ним лениво. Что правда, придётся за лень денежками заплатить. Так или иначе, ни в коем случае не брезгуйте скрещиванием демонов — это потрясная функция, благодаря которой можно серьёзно облегчить жизнь себе и героям игры.

smt iv review smt iv review

Технически в Shin Megami Tensei IV всё вполне отлично, за исключением того, что игра не поддерживает устройство Circle Pad Pro. Это неимоверно огорчает, ведь перед нами бродилка от третьего лица, с возможностью смены и поворота камеры, то есть в полноценном 3D, и вертеть этой самой камерой при помощи «шифтов» — ой как не весело. Интересно продуманы тут подъёмы и спуски, если не читать подсказки на стендах, можно даже застрять на некоторое время. Если вы видите место, где, теоретически, можно подняться, пролезть или спуститься (спрыгнуть), то подойдите к нему и нажмите вверх или вниз на крестовине. Например, если перед вами внушительная дырка в стене, этак по колено, подходите и жмите «вниз», после чего появится возможность пролезть под стеной после нажатия кнопки «А». Такая же схема для подъёмов и спусков. Не очень удобно, но, видимо, выкручивались как могли.

Трёхмерный режим игры забавный, локации и объекты становятся объёмными, но, честно говоря, я вообще не адепт этой технологии. Только классика, только хардкор! К слову о хардкоре — в этой игре на нормальном уровне сложности придётся умирать. Даже на лёгком придётся. Примите это как должное, тем более всегда можно воскреснуть фактически бесплатно, оплатив процесс золотыми монетками Nintendo, которые получаются при ходьбе с консолью в кармане. Музыкальное сопровождение игры очень хорошее, хоть и не сравнится с превосходным саундтреком, например, из Persona 4, но вот с голосами локализация несколько огорчила — здесь представлены только английские голоса, японская звуковая дорожка была вырезана, так что поклонникам оригиналов придётся с этим смириться. Впрочем, озвучка у ATLUS всегда весьма хорошая, но несколько голосов, особенно Наварр и Джонатан, звучат как-то слишком наигранно. Зато Барроуз — искусственный интеллект, озвучена очень круто, прям погружение в самурайский киберпанк, что ли.

smt iv review

◆◆◆ ◆◆◆ ◆◆◆

Shin Megami Tensei IV — это замечательная ролевая игра и хорошее номерное продолжение уникальной серии, вышедшее спустя декаду после своей предшественницы. Тем не менее, различные недостатки в подаче сюжета, раскрытии игрового мира и, самое неожиданное для фаната серии, слабо проработанные главные персонажи, возводят перед произведением ATLUS непреодолимую стену, разделяющую его и звание «лучшей ролевой игры» на Nintendo 3DS, которое сейчас по праву занимает несравненная Bravely Default. Тем не менее, Shin Megami Tensei IV — как минимум одна из лучших на консоли, а то и в текущем портативном поколении, поэтому опробовать её обязательно стоит каждому поклоннику жанра и игроку, который интересуется всеми сторонами игровой индустрии. Тем более за столь небольшую цену — порядка 800 рублей. Вполне естественная цена за далеко не новинку на рынке, но все мы знаем о региональной блокировке Nintendo.

АВТОР: Varyag_Ericsson
ОРИГИНАЛ

Меню

Контактная информация

Megaten.ru - Неофициальный сайт серий игр Megami Tensei и Shadow Hearts.

По всем вопросам и предложениям, связанным с работой сайта, просьба обращаться на адресы:

E-Mail
: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

VKontakte: http://vk.com/megamitensei

Вся информация на сайте представлена только для личного ознакомления.

Яндекс.Метрика